Древнейшее прошлое Переславского края

Переславская земля находится в самом центре России. Этот край славится своими густыми лесами, многочисленными озёрами, реками и ручьями, разнообразным растительным и животным миром.

Важнейшим жизненным центром края всегда было озеро Плещеево (в древности Клещино), которое по своим размерам занимает второе место после ростовского озера Неро в Ярославском Поволжье.

Древнейшее прошлое Переславского края Археологические исследования показывают, что люди по берегам Плещеева озера начали селиться с эпохи палеолита (древнего каменного века). Но по-настоящему край стал заселяться в неолите (новом каменном веке). Неолитические стоянки археологи находят по берегам озёр, речек и ручьёв, на болотах, которые в ту далёкую эпоху были озёрами.

В IV- начале Х в. нашей эры окрестности озера Плещеева были одним из центров проживания древнего народа меря, принадлежавшего к финно-угорской языковой группе племен.

Меря жили на большой территории Верхнего Поволжья, но наибольшей концентрации их поселения, судя по сообщению древнерусской летописи, достигали на берегах озер Неро и Плещеево (участки на плещеевом озере). На земле меря, как ее центр, возник город Ростов.

Племя меря отличалось сильной военной организацией и участвовало в военных походах русских князей, в том числе в Византию. Меряне имели достаточно развитое земледелие и были оседлым народом. Их племена обладали развитой административной структурой, которая позднее была усвоена русским населением.

Древнейшее прошлое Переславского краяМногие древнерусские станы (административные единицы) в эпоху средневековья имели мерянские названия, а центры княжеской администрации сажались на месте бывших родовых центров мерян.

Центр клещинской мери, находившейся в подчинении у мери ростовской, по предположению археологов, располагался в районе Александровой горы. Видимо, на самой горе было укреплённое городище мерян, впоследствии перешедшее славянам.

Мифологические и религиозные воззрения мерян точно реконструировать невозможно. Объектами поклонения клещинской мери легендарно считались крупные камни неизвестного происхождения: Синий камень (на берегу Плещеева озера), Лось-камень (в лесах к западу от озера) и каменная баба, находившаяся на Берендеевом болоте.

В литературе упоминается также огромный валун, находившийся в самом городе на берегу р. Трубеж, пущенный на щебень в 1840-х гг. для насыпки шоссе. На Красной площади Переславля возле Спасо-Преображенского собора и сейчас лежит один из таких камней.

Однако, археолог Е.И.Горюнова, специально исследовавшая культуру финно-угорского населения Волго-Окского междуречья, пришла к выводу, что для мерян наиболее характерны были культы медведя, коня, водоплавающей птицы, а мифологические представления, связанные с камнями, более присущи ранним славянам.

В IХ-Х вв. берега озера Клещино (Плещеево) постепенно осваиваются славянским населением, пришедшим из Приднепровья (кривичи) и Новгородской земли (ильменские словене), которые и принесли с собой традицию поклонения священным камням, распространенную у северо-западных славянских и скандинавских племен.

В этот период сформировался так называемый Клещинский археологический комплекс, состоявший из славянского городища Клещин, прилегавших к нему селища и курганного могильника, языческого капища и легендарного Синего камня.

Одной из важнейших частей комплекса является Александрова гора – высокий холм с крутыми откосами на северо-восточном берегу Плещеева озера. В 1Х в. здесь на месте мерянского посёлка возник древнерусский раннегородской центр, известный в летописях под названием Клещин.

Он был опорным пунктом славянской колонизации Залесского края. Александрова гора выполняла роль укреплённого детинца, а расположенное рядом святилище – посада. Археологи считают, что это был раннегородской древнерусский центр со смешанным славяно-мерянским населением.

В первой половине ХII в. на одном из соседних холмов сооружается новое укреплённое городище Клещин или, по мнению некоторых историков, Переяславль Старый, а рядом с ним на месте современного села Городище возникает посад. В своё время Клещин занимал выгодное стратегическое положение на важнейших торговых и военных путях.

Жизнь здесь продолжалась и после переноса административного центра округи в Переславль. В начале ХV в. город Клещин ещё указывается в “Списке русских городов дальних и ближних” между Владимиром и Переславлем-Залесским. Это означает, что в ХIII-ХV вв. он существовал и был хорошо известен наряду со своим летописным преемником.

Клещинский археологический комплекс – уникальный исторический объект на карте центральной России. Здесь сохранились материальные свидетельства летописных известий, древних легенд и преданий о временах Руси изначальной.

И, как справедливо заметил археолог, специалист по раннему русскому средневековью И.В.Дубов: «На примере истории развития Клещинского комплекса можно воссоздать вертикальный семивековый срез, начиная с IХ в. и до ХIV-ХV столетий. Клещин, Переяславль Старый – все это лишь предыстория Переяславля Нового (Залесского)».

Страница подготовлена на основе учебно-методического пособия по курсу «Краеведение» университета г. Переславля.
Выражаем благодарность автору: Кандидат культурологии Сукина Людмила Борисовна.

Поделиться этой страницей в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники